kahhar_786 (kahhar_786) wrote in saudi_arabia_ru,
kahhar_786
kahhar_786
saudi_arabia_ru

لايرى حرمته على الاطلاق.. ويتمتع بحس نقدي ورؤى فقهية معاصرة

وكالة أخبار المجتمع السعودي تعيد نشر مقال
لرئيس هيئة الأمر بالمعروف الجديد الشيخ الدكتور عبداللطيف آل الشيخ عن الاختلاط

Общественное новостное агентство  Саудии повторило публикацию статьи нового председателя Комиссии по поощрению добродетели шейха доктора Абдул Латыфа ал-Шейх  о   смешении полов.



   Подданые Саудии были оповещены о назначении Королевским указом  шейха доктора Абдул Латыфа ал-Шейх  председателем Комиссии по поощрению добродетели и удержанию от порока. Ещё до своего назначения шейх имел широкую известность и значимое присутствие на страницах печатных СМИ Саудии. Он является законоведом (факихом) и публицистом, с аналитическим складом ума и современными взглядами на юриспруденцию,  соответствующими нынешним реалиям.



Он отражал свои позиции в прессе после ужесточения позиции (тогдашнего руководства Комиссии по поощрению добродетели)  в 2010г., и  разъяснял, что не усматривает запретного смешения полов т смешение это допустимо в рамках правовых норм. Он указывал, что до недавнего времени он жил в столице Саудовской Аравии г.Эр-Рияде и находился там примерно  с  1390 г. Хиджры, и прекрасно помнит, как торговые ряды и рынки были полны продавцов – мужчин и женщин, которые легко и непринуждённо зарабатывали себе на пропитание продажей и покупкой, стремясь обрести богатство и состояние. И добавил: «Я не забыл рынок аль Мукибра – главный рынок в этом городе, и дорогу, протянувшуюся с юга на север, по правой и левой сторонам которой было множество торговцев – мужчин и женщин, и предлагавших всё что может быть на рынке – новую и старую одежду, продукты питания, масло, золото и драгоценности и т.д. – всё что продаётся и покупается. И продавцы – мужчины и женщины в большинстве своём были нашими соотечественниками. Также был рынок Хал аль-Максан на востоке Эр-Рияда, и рынок Манфух на юге Эр-Рияда. Но не было людей, которые видели в этом нечто порицаемое, или же нарушение чего-либо.  А в то время в Эр-Рияде были такие крупные учёные как например шейх Мухаммад бин Ибрахим ал-Шейх, шейх Абдул Латыф бин Ибрахим ал-Шейх, шейх Умар бин Хасан ал-Шейх – председатель Комиссии по поощрению добродетели и удержанию от порока, а также шейх Абдуллах бин Хумейд, а также и другие шейхи и учёные.

Общественное новостное агентство  Саудии повторило публикацию статьи   председателя Комиссии по поощрению добродетели шейха доктора Абдул Латыфа ал-Шейх, которая была опубликована в саудовской газете «Джазира» («Остров») в 2010г.

Далее текст статьи:

  Я полностью согласен с тем, что Шариат направлен на сохранение пяти предметов, это: «Религия, душа, разум, потомство и благосостояние».  И эти предметы, если они исчезнут все, или один из них, то не возвысится благополучие рабов [Аллаха], а напротив – распространится величайшая смута и ущерб для рабов [Аллаха] в этой жизни, и не будет им преуспеяния в следующей.

Много слов сказано в наши дни о смешении полов, под которым понимается нахождение женщин и мужчин, не будучи родственниками друг другу, которым запретен брак между собой (махрам) в одном и том же месте. Разделились говорящие об этом на две группы: одна из них говорит об этом как об абсолютно запрещённом (харам мутляк), другая же группа  говорит, что запрет этот не абсолютен.   И поставило это людей в затруднённое положение, и оказались они между  избыточной строгостью или запретным попустительством.

По истине Шариат – Хвала и Благодарность Аллаху – есть облегчение и устранение затруднений для рабов [Аллаха]. Не секрет для каждого мусульманина в нашей стране, что в действительности смешение происходит и на рынках, и в общественных местах, и в местах поклонения – таких как Запретная Мечеть и мечеть Пророка в Медине (Две Святыни), и во время паломничества (Хадж), и в других местах скопления людей. Но смешение это есть результат необходимой потребности, произошло это не только в наши дни или в последнее десятилетие, это существовало с древнейших времён , и существовало на заре возникновения Ислама, и не пришёл Исламский Шариат с абсолютным запретом этого, напротив он принёс свободу женщинам в ограниченных им рамках и пределах, запретив вступление их на путь, ведущий к запретному, установил ограничения и правила. И не пристало мусульманину, верящему в Аллаха и Последний День, не соблюдать эти правила и оказываться в местах смешения полов, которое запретно.

Не имеют ничего общего запретное уединение и смешение полов.

Запретное уединение (хальват): Это совестное пребывание мужчины с женщиной в отсутствии её родственника-махрама в уединённом месте. Это и есть запретное уединение, и доводом на его запретность является переданное от ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, сказавшего: я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не уединяется мужчина с женщиной кроме как в присутствии с ними  махрама» (приводится в «Сахих» имама Бухари, хадис № 4935).

И передано Амром бин Рабиа, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не уединится мужчина с женщиной без того, чтобы шайтан был бы третьим» (приводится в «Сунан» имама Тирмизи, хадис № 2165. Шейх Албани признал санад его достоверным).

И от Джабира, да будет доволен им Аллах, передавшего что  пророк  Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто верит в Аллаха и в Последний День, не уединится с женщиной в отсутствие с ними махрама, ибо третьим среди них будет шайтан» (приводит этот хадис имам Мухаммад  бин Али Шаукани в сборнике «Ниил аль-Аутар», хадис № 6\240, в передаче от Джабира бин Абдуллаха. Шейх Албани в «Гайат-уль-Марам фи Тахриджи ахадис-уль-Халял ва Харам лиль-Кардави» назвал санад его достоверным,  хадис № 180).  И от него же (Джабира),  да будет доволен им Аллах,  передано, что пророк  Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не уединяйтесь, ибо шайтан движется в каждом из вас с током крови» (приводит  этот хадис  имам Тирмизи в его «Сунан», хадис № 1172, в передаче от Джабира бин Абдуллаха.Шейх Албани  счёл санад его достоверным).  И не входите также к женщинам, чьи супруги находятся в путешествии или где-либо ещё. И передано от Укбы бин Амра, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Остерегайтесь вхождения к (посторонним) женщинам».  И сказал некий мужчина из ансаров: «О посланник Аллаха! А каково твоё мнение о родственниках мужа?». Он (пророк  Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Родственники мужа  - это погибель» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имел в виду, что, поскольку мужчина, состоящий с мужем в близком родстве, имеет свободный доступ в дом, он может послужить причиной более опасного искушения и принести больше зла, чем посторонний человек). Под родственниками мужа (хамв)подразумеваются те, кто запретны женщине (являются немахрамами) – братья и двоюродные братья мужа (приводится в «Сахих» имама Бухари, хадис № 5232, а также в «Сахих» имама Муслима, хадис № 2172. Хадис согласован. Шейх Албани в «Сахих джамиа» назвал санад его достоверным. Хадис № 2677).

Но исключением является запретное уединение в случае необходимости, как если женщина заблудилась в пустыни и рядом нет никого, кроме них двоих, или же женщина угодила на дно колодца и необходимо выручить её. В этой ситуации острая необходимость делает дозволенным то, что запрещено как таковое. Напротив, мужчина обязан выручить и обезопасить женщину, даже не являясь её родственником-махрамом.

И мудрость запрета подобного уединения – в решительном пресечении путей, ведущих к распутству, или же приближению к нему.

И учёные, запрещающие смешение полов, желают либо абсолютного запрета смешения, либо же запрета безрассудного смешения, ведущего к смуте. И смешение подобное имеет следующие важнейшие ограничения:

1. Соблюдение отсутствия запретного украшения женщины (табаррудж) и открытия женщиной того, чему не должно быть открытым. И сказал Всевышний Аллах (перевод смысла): «О пророк! Скажи твоим жёнам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя свои покрывала. Так их будет легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям». Сура «Сномы», 33:59.

2. Соблюдение  опускания  взора, ибо не должны оба пола разглядывать друг друга. И доводом к  этому условию -  слова Всевышнего Аллаха (перевод смысла): «Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры», и словах Аллаха, Свят он и Велик: «Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют на показ своих прикрас, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди». Сура «Нур», 24:30-31.

3. Соблюдение женщинами отсутствия запретного в словах и том, что обсуждается ими. И доводом к  этому условию -  слова Всевышнего Аллаха (перевод смысла): «Не проявляйте нежности в речах, дабы не возжелал вас тот, чьё сердце поражено недугом, а говорите достойным образом». Сура «Сномы», 33:32.

4. Соблюдение размеренности и спокойствия в походке и удержания от демонстрации своих украшений. И сказал Всевышний Аллах (перевод смысла): «И пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают». Сура «Нур», 24:31.

5. Соблюдение отсутствия запретного украшения женщины (табаррудж) без различия, какого бы вида или стиля оно было бы.

6. Соблюдение удержания себя от внушающего сомнения, и отдаление от того, что делает человека дерзким, или же использования подобного.

7. Соблюдение женщиной удержания от использования духов и украшений, способных вызвать страсть у мужчины. И сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Если женщина воспользуется духами и пройдёт мимо такого-то собрания, то поступает она подобно блуднице» (Приводит этот хадис имам Тирмизи  в «Сунан», в передаче от Абу Мусы, хадис № 2786. Шейх Албани признал санад его в «Сахих Тирмизи» достоверным).

8. Удерживаться от соприкосновения тел между собой. Передано от Абу Саида Ансари, да будет доволен им Аллах, что слышал он   посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,    выходя из мечети и повстречав мужчин и женщин на дороге, сказал, обращаясь к женщинам:  «Подождите, ибо не должно вам двигаться по средине дороги. Передвигайтесь же по её краям».(Приводит этот хадис Абу Дауд в его «Сунан», в передаче от Абу Саида Ансари, хадис №5272. Шейх албани признал санад его хорошим).

9. Смешение возможно в пределах, обусловленных необходимостью, однако без излишества (исраф), расширение или удлинения его сверх необходимого, и быть основано на том. Что необходимо для заботы о доме и воспитания детей.

10. Устранение разграничений между полами, выходящее за пределы благопристойности и приличий,  препятствующее целомудрию и скромности, через недолгое время приводит к смешению полов.

11. Важнейшее из  обязанностей, накладываемых Всевышним Аллахом к соблюдению  их тайно и явно, есть обязанность удерживаться от запретного.

12. Сунной является приказание властителей придерживаться приличий и благопристойности, и тех велений, которые ниспослал Аллах Всевышний в Благородном Коране.

13. Смешение полов недолжно быть намеренным и создаваемым в личных целях, а лишь только обусловленным потребностями или необходимостью.

И в заключение скажем, что смешение с соблюдением этих условий допустимо.

Также необходимо  упомянуть, что те кто жил в г.Эр-Рияде примерно в 1390 г. Хиджры, помнят, что   торговые ряды и рынки были полны продавцов – мужчин и женщин, которые легко и непринуждённо зарабатывали себе на пропитание продажей и покупкой, стремясь обрести богатство и состояние.  Я не забыл рынок аль Мукибра – главный рынок в этом городе, и дорогу, протянувшуюся с юга на север, по правой и левой сторонам которой было множество торговцев – мужчин и женщин, и предлагавших всё что может быть на рынке – новую и старую одежду, продукты питания, масло, золото и драгоценности и т.д. – всё что продаётся и покупается. И продавцы – мужчины и женщины в большинстве своём были нашими соотечественниками. Также был рынок Хал аль-Максан на востоке Эр-Рияда, и рынок Манфух на юге Эр-Рияда. Но не было людей, которые видели в этом нечто порицаемое, или же нарушение чего-либо.  А в то время в Эр-Рияде были такие крупные учёные как например шейх Мухаммад бин Ибрахим ал-Шейх, шейх Абдул Латыф бин Ибрахим ал-Шейх, шейх Умар бин Хасан ал-Шейх – председатель Комиссии по поощрению добродетели и удержанию от порока, а также шейх Абдуллах бин Хумейд, а также и другие шейхи и учёные, да помилует Аллах их всех. И они знали о существовании этих рынков, но я не помню, чтобы они  возражали против этого или же запрещали подобную торговлю. И они были обладателями знания и строгих правил, и пользовались авторитетом и уважением властителей и простого народа, и их советы и рекомендации принимались повсюду. Пусть пребудет милость и прощение Аллаха над всеми мусульманами, и поистине Аллах слышащий мольбы. Да благословит Аллах нашего пророка Мухаммада, его семью и сподвижников.

استبشر السعوديوين بخبر تعيين الشيخ الدكتور عبداللطيف بن عبدالعزيز آل الشيخ رئيساً عاماً لهيئة الأمر بالمعروف والنهي عن المنكر بأمر ملكي كريم فالشيخ يحظى بشهرة واسعة وله حضور إعلامي ملحوظ في الصحافة السعودية قبل تعيينه.. فهو فقيه وكاتب صحافي يتمتع بحس نقدي عالٍ ورؤى فقهية معاصرة ومتفهمة للواقع وقد أثارت أطروحاته في الصحافة بعض المتشددين عام 2010م حينما بيّن أنه لا يرى حرمة الاختلاط وإنما يعتبر الاختلاط مباحاً بالضوابط الشرعية وأنه كان موجوداً إلى وقت قريب في العاصمة السعودية الرياض موضحاً أن من عاش فيها قبل عام 1390هـ تقريباً يتذكر ولا ينسى ما كان فيها من حركة تجارية وأسواق تزخر بالكثير من الباعة رجالاً ونساءً، يعملون في اكتساب الرزق الحلال من خلال البيع والشراء ببساطة ويُسْر، وكلٌّ على قدر ما يتيسر له من ثروة ورأس مال.. ويضيف: "لا أنسى سوق المقيبرة، وهو السوق الرئيس في هذه المدينة، والطريق الممتد من الجنوب إلى الشمال، وهو الشارع الذي يعتبر أكثر كثافة بالباعة على يمينه وشماله من الرجال والنساء ببسطات تحوي كل ما يحتاج إليه من يقصد السوق من ملابس جديدة وقديمة ومواد غذائية وحتى السمن والذهب والحلي... إلخ، مما يباع ويشترى، والباعة من النساء والرجال غالبيتهم من أبناء الوطن، وكذلك سوق حلة القصمان شرق الرياض، وسوق منفوحة جنوب الرياض، وكان الناس لا يرون من ينكر عليهم أو يعكر صفوهم، وكانت الرياض في ذلك الوقت تزخر بالعلماء الكبار الأجلاء أمثال سماحة الشيخ محمد بن إبراهيم آل الشيخ، والشيخ عبداللطيف بن إبراهيم آل الشيخ، والشيخ عمر بن حسن آل الشيخ رئيس هيئات الأمر بالمعروف والنهي عن المنكر، وسماحة الشيخ عبدالله بن حميد، وغيرهم من المشايخ والعلماء".

وكالة أخبار المجتمع السعودي تعيد فيما يلي نشر مقالة الشيخ الدكتور عبداللطيف آل الشيخ كما نُشرت في صحيفة الجزيرة السعودية عام 2010م:

لقد اتفقت الأمة على أن الشريعة وُضعت للمحافظة على الضروريات الخمس, وهي: «الدين, النفس, العقل, النسل والمال».
وهذه الضروريات إذا فقدت، أو إحداها، لم تستقم مصالح العباد، بل يحصل الفساد العظيم والهلاك للعباد في الدنيا وفوت النجاة في الآخرة.
لقد كثر الكلام هذه الأيام عن مسألة الاختلاط، والمقصود به اختلاط الرجال بالنساء غير المحارم في مكان واحد, وانقسم المتكلمون فيه إلى فريقين أو قسمين، أحدهما أصدر عليه الحكم بالتحريم المطلق، والفريق الآخر أجازه على الإطلاق؛ ما جعل الناس في حيرة من أمرهم، وأصبحوا بين التشدد المذموم أو الانفلات المحرم.

إن الشريعة - ولله الحمد والفضل - فيها التيسير ورفع المشقة عن العباد، ولا يخفى على أحد من المسلمين في بلادنا حال الناس وما يمارس في الواقع من اختلاط في الأسواق والأماكن العامة ودور العبادة، كالحرمين وما يحصل في موسم الحج، وغير ذلك من التجمعات البشرية.. فهذا الاختلاط الذي فرضته الحاجة والضرورة، وهذه الممارسات ليست وليدة اليوم أو هذا الزمان، وإنما كانت موجودة منذ أزمنة قديمة، بل كانت موجودة في صدر الإسلام, ولم تأتِ الشريعة الإسلامية بمنعه على الإطلاق, بل أجازته في حدودٍ تكفل الحرية المنضبطة بالضوابط الشرعية للمرأة, مع المحافظة على الأعراض، وتمنع الوقوع في المحظورات المحرمة؛ فوضعت ضوابط وقيودًا واضحة صريحة لا يجوز لمسلم يؤمن بالله واليوم الآخر أن يتجاوزها، ومن لم يلتزم بهذه القيود فقد وقع في الاختلاط المنهي عنه، وهو المحرَّم.


ولا بد من عدم الخلط بين الخلوة والاختلاط..

فالخلوة: هي اجتماع رجلٍ مع امرأة أجنبية عنه بغير محرم في مكان منفردين فيه، في غيبة عن أعين الناس، وهذه الخلوة محرمة, والدليل على تحريم الخلوة ما رواه ابن عباس - رضي الله عنهما - حيث قال: سمعت الرسول - صلى الله عليه وسلم - يخطب يقول: «لا يخلون رجل بامرأة إلا مع ذي محرم».
وما رواه عامر بن ربيعة - رضي الله عنه - أن الرسول - صلى الله عليه وسلم - قال: «لا يخلونَّ رجل بامرأة إلا كان الشيطان ثالثهما».

وعن جابر - رضي الله عنه - أن النبي - صلى الله عليه وسلم - قال: «من كان يؤمن بالله واليوم الآخر فلا يخلون بامرأة ليس معها ذو محرم منها؛ فإن ثالثهما الشيطان», وعنه - رضي الله عنه - أيضا عن النبي - صلى الله عليه وسلم - قال: «لا تلجوا على المغيبات, فإن الشيطان يجري من أحدكم مجرى الدم» أي لا تدخلوا على النساء اللاتي غاب أزواجهن بسفر ونحوه. وعن عقبه بن عامر - رضي الله عنه - أن الرسول صلى الله عليه وسلم قال: «إياكم والدخول على النساء».

فقال رجل من الأنصار: يا رسول الله أفرأيت الحمو؟ قال: «الحمو الموت»، والحمو هو قريب الزوج, الذي لا يحل للمرأة كأخيه وابن عمه.

إلا خلوة في حالة الضرورة كمن يجد امرأة تائهة في صحراء ولا يوجد غيرهما, أو امرأة في قعر بئر تحتاج إلى من يخرجها، ونحو ذلك من الحالات والضرورات الملجئة؛ فهذه الخلوة ليست بمحرمة, بل يجب على الرجل أن يقوم بإنقاذ المرأة وإيصالها إلى مأمنها ولو كان غير ذي محرم.

والحكمة من تحريم الخلوة هي سدٌّ للذريعة الموصلة إلى الفاحشة أو الاقتراب منها.

والعلماء حين يحرمون الاختلاط إنما يريدون الاختلاط المطلق عن كل القيود أو الاختلاط المستهتر الذي لا تؤمن معه الفتنة.
فالاختلاط الجائز له ضوابط، من أهمها:

1- الالتزام بعدم التبرُّج وكشف المرأة ما لا يجوز لها كشفه لقوله تعالى: (يَا أَيُّهَا النَّبِي قُلْ لأَزْوَاجِكَ وَبَنَاتِكَ وَنِسَاءِ الْمُؤْمِنِينَ يُدْنِينَ عَلَيْهِنَّ مِنْ جَلابِيبِهِنَّ ذَلِكَ أَدْنَى أَنْ يُعْرَفْنَ فَلا يُؤْذَيْنَ). (سورة الأحزاب الآية 59).

2 - الالتزام بغض البصر عما لا يجوز النظر إليه من الجنسين، وقد دل على هذين الشرطين: قوله تعالى (قُلْ لِلْمُؤْمِنِينَ يَغُضُّوا مِنْ أَبْصَارِهِمْ) وقوله عز وجل:(وَقُلْ لِلْمُؤْمِنَاتِ يَغْضُضْنَ مِنْ أَبْصَارِهِنَّ وَيَحْفَظْنَ فُرُوجَهُنَّ وَلا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلا مَا ظَهَرَ مِنْهَا وَلْيَضْرِبْنَ بِخُمُرِهِنَّ عَلَى جُيُوبِهِنَّ) سورة النور 30- 31.

3 - الالتزام بعدم تكسر المرأة في كلامها والخضوع فيه، والدليل قوله تعالى (فَلا تَخْضَعْنَ بِالْقَوْلِ فَيَطْمَعَ الَّذِي فِي قَلْبِه مَرَضٌ وَقُلْنَ قَوْلا مَعْرُوفًا). سورة الأحزاب أية 32.

4 - الالتزام بالسكينة في المشي وعدم إظهار الزينة, قال تعالى (وَلا يَضْرِبْنَ بِأَرْجُلِهِنَّ لِيُعْلَمَ مَا يُخْفِينَ مِنْ زِينَتِهِنَّ) سورة النور آية 31.

5 - الالتزام بعدم التبرُّج بأي نوع أو أسلوب.

6 - الالتزام بالابتعاد عن مواطن الريبة أو ما يدفع الرجل إلى التجرؤ عليها واستغلالها.

7 - أن تلتزم المرأة بعدم التعطُّر واستعمال الزينة وأدواتها وما يثير شهوة الرجال لقوله - صلى الله عليه وسلم -: «إذا استعطرت المرأة فمرت بالمجلس كذا وكذا يعني زانية».

8 - أن يخلو من تلاصق الأجسام عند الاجتماع؛ فعن أبي سيد الأنصاري - رضي الله عنه - أنه سمع رسول الله - صلى الله عليه وسلم - يقول وهو خارج من المسجد, فاختلط الرجال مع النساء في الطريق فقال رسول الله - صلى الله عليه وسلم - للنساء: «استأخرن فإنه ليس لكن أن تحققن (تتوسطن) الطريق عليكن بحافات الطريق».

9 - أن يكون الاختلاط في حدود ما تفرضه الحاجة دون إسراف أو توسع أو تعطيل عن واجبها الأساس في رعاية البيت وتربية الأبناء.

10 - أن يخلو من إزالة الحواجز بين الجنسين حتى يتجاوز الأمر حدود الأدب والسمت, وينافي العفة والحياء, وكذا عدم الإطالة وما يوصل إلى حد الامتزاج.

11 - ومن أهم الضوابط مراقبة الله تعالى وخشيته في السر والعلانية؛ فمن راقب الله ابتعد عن محارمه.
12 - سن عقوبات من قِبل ولي الأمر وتطبيقها على كل من يتجاوز الآداب والسمت؛ فإن الله ينزع بالسلطان مالا ينزع بالقرآن.

13 - أن لا يكون الاختلاط متعمدًا ومقصودًا لذاته، وإنما تفرضه الحاجة والضرورة.
فإن تم الاختلاط بهذه الضوابط كان جائزًا.

وفي الختام أجد أنه من المناسب التذكير بأن من عاش في مدينة الرياض في سنوات خلت قبل 1390هـ تقريباً يتذكر ولا ينسى ما كان فيها من حركة تجارية وأسواق تزخر بالكثير من الباعة رجالاً ونساءً، يعملون في اكتساب الرزق الحلال من خلال البيع والشراء ببساطة ويُسْر، وكلٌّ على قدر ما يتيسر له من ثروة ورأس مال، ولا أنسى سوق المقيبرة، وهو السوق الرئيس في هذه المدينة، والطريق الممتد من الجنوب إلى الشمال، وهو الشارع الذي يعتبر أكثر كثافة بالباعة على يمينه وشماله من الرجال والنساء ببسطات تحوي كل ما يحتاج إليه من يقصد السوق من ملابس جديدة وقديمة ومواد غذائية وحتى السمن والذهب والحلي... إلخ، مما يباع ويشترى، والباعة من النساء والرجال غالبيتهم من أبناء الوطن، وكذلك سوق حلة القصمان شرق الرياض، وسوق منفوحة جنوب الرياض، وكان الناس لا يرون من ينكر عليهم أو يعكر صفوهم، وكانت الرياض في ذلك الوقت تزخر بالعلماء الكبار الأجلاء أمثال سماحة الشيخ محمد بن إبراهيم آل الشيخ، والشيخ عبداللطيف بن إبراهيم آل الشيخ، والشيخ عمر بن حسن آل الشيخ رئيس هيئات الأمر بالمعروف والنهي عن المنكر، وسماحة الشيخ عبدالله بن حميد، وغيرهم من المشايخ والعلماء - رحمهم الله جميعا -، وكانوا يعلمون بهذه الأسواق ولم نسمع عنهم أنهم اعترضوا عليها أو أنكروا على من فيها من الباعة وهم أصحاب كلمة مسموعة ورأي سديد، وكانوا يحظون بالاحترام الوافر والتقدير عند ولاة الأمر وعند الناس، وكان نصحهم مقبولا عند الجميع ولا تُردُّ لهم نصيحة أو مشورة، فرحمهم الله جميعا وغفر لهم وللمسلمين، إنه سميع مجيب. وصلى الله على نبينا محمد، وعلى آله وصحبه أجمعين.

هؤلاء اجازوا الاختلاط:

ونشرت "الجزيرة" في نفس الصفحة بيان باسماء العلماء المشايخ الذين تكلموا وفصلوا القول في موضوع الاختلاط بتأصيل شرعي حرروا من خلاله محل النزاع وبينوا ما يجوز من الاختلاط وما لا يجوز، ومنهم على سبيل المثال:
الشيخ عبدالله بن منيع عضو هيئة كبار العلماء.
الشيخ الدكتور محمد العيسى وزير العدل وعضو هيئة كبار العلماء.
الشيخ الدكتور قيس المبارك عضو هيئة كبار العلماء.
الشيخ الدكتور يعقوب أبا حسين عضو هيئة كبار العلماء، أستاذ الدراسات العليا بالمعهد العالي للقضاء وكلية الشريعة بالرياض.
الشيخ الدكتور سعود الفنيسان عميد كلية الشريعة في الرياض في جامعة الإمام سابقاً.
الشيخ الدكتور عبدالله اللحيدان وكيل وزارة الشؤون الإسلامية للشؤون الإسلامية.
الشيخ الدكتور حاتم بن عارف الشريف أستاذ الدعوة وأصول الدين في جامعة أم القرى وعضو مجلس الشورى.
الشيخ الدكتور عيسى الغيث القاضي بالمحكمة الجزائية.
الشيخ عبدالعزيز المهيزع القاضي بمحاكم الاستئناف الجديدة (التمييز سابقاً).
الشيخ عبداللطيف الحارثي القاضي بديوان المظالم.
الشيخ الدكتور محمد العبدالكريم أستاذ أصول الفقه في جامعة الإمام.
الشيخ الدكتور أحمد قاسم الغامدي مدير عام هيئات الأمر بالمعروف والنهي عن المنكر بمنطقة مكة المكرمة.
الشيخ الدكتور جاسم المشاري رئيس لجنة الفتوى في منتدى السلفية بالهيئة العالمية للدراسات والبحوث الإسلامية.
الشيخ الدكتور يوسف القرضاوي رئيس الاتحاد العالمي لعلماء المسلمين.
الشيخ الدكتور علي جمعة مفتي مصر.
الشيخ الدكتور نصر فريد مفتي مصر السابق.
الشيخ الدكتور محمد طنطاوي شيخ الأزهر السابق رحمه الله.
الشيخ الدكتور عبدالله شاكر الجنيدي الرئيس العام لجماعة أنصار السنة المحمدية.
الشيخ عكرمة صبري مفتي القدس.
الشيخ الدكتور الفقيه الزحيلي (فقيه الشام).
الشيخ الدكتور محمد الجندي الأمين العام للمجلس الأعلى للشؤون الإسلامية.


Источник:http://www.news-sa.com/snews/4124-2012-01-13-13-06-44.html


Tags: КСА, Комиссия по поощрению добродетели
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments